Вход в систему
Запомнить меня Напомнить пароль
Первый раз на сайте? Зарегистрируйтесь!
Введите в поле, расположенное ниже, свой e-mail, и на этот адрес вам придет письмо с инструкциями по восстановлению пароля.
Обучайтесь музыке, не выходя из дома!

Типы аккордов и как их сыграть на гитаре

Для любого гитариста аккомпанемент является наиболее важной частью игры. Ведь чаще всего гитара составляет часть ритм-секции, куда также входит бас-гитара и ударные инструменты, и поддержание интересного и разнообразного ритма – основная задача гитариста. Полное понимание основ гитарного аккомпанемента будет залогом грамотно выстроенной ритмической партии, а хорошее знание методов построения аккордов сильно облегчит задачу.

В этой статье мы рассмотрим основные типы аккордов, которые могут встретится на практике любому гитаристу. Мы подробно опишем только аккорды в тональности «До», но, зная строение каждого из аккордов, вам не составит труда сыграть аккорды и в любых других тональностях. Для чтения статьи вам потребуется знание интервалов и нот. Итак, начнём.

1. Первый аккорд, который мы разберём, это мажорное трезвучие. Мы уже знаем, что это трезвучие строится на I, III и V ступенях мажорной гаммы. Для тех, кто этого пока не знает, поясним, что любой аккорд строится по терциям (есть исключения, но для аккомпанемента к большинству песен они не актуальны). Мажорное трезвучие состоит из одной большой и одной малой терции. В нотах это будет выглядеть так:

До-мажорный аккорд в нотах

На гитаре до-мажорный аккорд будет играться следующим образом:

До-мажорный аккорд на грифе

Основным звуком для этого и всех последующих аккордов является звук «До», называемый тоникой. Обозначается этот аккорд как C. Этот аккорд очень часто применяют в гитарном аккомпанементе.

2. Следующий тип аккорда – минорное трезвучие. В отличие от позитивного и радостного мажорного трезвучия, минор звучит грустно и печально. Такой аккорд состоит из малой терции и большой терции, то есть, из ступеней I, bIII, V:

До-минорный аккорд в нотах

На гитарной сетке минорный аккорд будет изображаться так:

До-минорный аккорд на грифе

Для того, чтобы записать минорный аккорд, к обозначению добавляют маленькую букву «m» (от слова minor): Cm.

3. Давайте теперь попробуем изменить в мажорном или минорном аккорде большую терцию на малую. Тогда мы получим аккорд, состоящий из двух малых терций: I, bIII, bV.

До-уменьшенный аккорд в нотах

Это уменьшенный аккорд, обозначаемый как Cmb5 или Cdim (от слова diminished, уменьшенный). Также следует запомнить, что очень часто в гитарных обозначениях значок бемоля заменяется на знак «-», а значок диеза – на «+». То есть, этот аккорд можно записать как Cm-5.

На гитаре уменьшенный аккорд берётся следующим образом:

До-уменьшенный аккорд на грифе

4. Теперь попробуем в мажорном или минорном аккорде заменить малую терцию на большую. Получиться увеличенный аккорд:

До-увеличенный аккорд в нотах

Обозначается этот аккорд как C#5 (также C+5) или Caug (от слова augmented, увеличенный) и играется следующим образом:

До-увеличенный аккорд на грифе

Таким образом всего из трёх звуков мы получили целых четыре аккорда. Но в гитарном аккомпанементе чаще применяются так называемые септаккорды, состоящие из четырёх звуков. Как и в трезвучиях, в септаккордах звуки расположены по терциям. Название своё эти аккорды получили потому, что четвёртый звук отстоит от основного тона на интервал септиму. Септаккорды делятся на шесть основных типов.

1. Первый тип – большой мажорный септаккорд. Он состоит из уже рассмотренного нами мажорного трезвучия и добавленной большой септимы:

Большой мажорный септаккорд До в нотах

На гитаре он играется следующим образом:

Большой мажорный септаккорд До на грифе

Большой мажорный септаккорд обозначается как Cmaj7.

2. Второй тип – малый мажорный септаккорд (или доминантсептаккорд), состоящий из мажорного трезвучия и добавленной малой септимы:

Малый мажорный септаккорд До в нотах

На гитаре он имеет следующую аппликатуру:

Малый мажорный септаккорд До на грифе

Обозначается аккорд как C7.

3. Следующий аккорд – большой минорный септаккорд, образованный минорным трезвучием и большой септимой:

Большой минорный септаккорд До в нотах

На грифе гитары он выглядит так:

Большой минорный септаккорд До на грифе

Большой минорный аккорд обозначается как Cm(maj7). Чаще всего он используется как проходящий.

4. Малый минорный аккорд состоит из минорного трезвучия и добавленной малой септимы:

Малый минорный септаккорд До в нотах

Аппликатура на грифе гитары:

Малый минорный септаккорд До на грифе

Обозначается такой аккорд как Cm7.

5. Если к уменьшенному трезвучию добавить малую септиму, то мы получим полууменьшенный септаккорд:

Полууменьшенный септаккорд До в нотах

На гитаре он играется так:

Полууменьшенный септаккорд До на грифе

Полууменьшенный септаккорд обозначается как Cm7b5.

6. И последний аккорд, который мы рассмотрим – уменьшенный септаккорд, весь состоящий из малых терций. Обратите внимание, что аккорд образуется, если к уменьшенному трезвучию прибавить уменьшенную септиму. Уменьшенная септима – это малая септима, пониженная на полтона. В данном случае эта нота совпадает с нотой «Ля», однако в аккорде все звуки строятся по терциям, поэтому этим звуком будет являться си-дубль-бемоль:

Уменьшенный септаккорд До в нотах

На грифе гитары:

Уменьшенный септаккорд До на грифе

Обозначается он как Сdim7 или Co.

Все остальные аккорды, применяемые в гитарном аккомпанементе (с надстройками, альтерациями и т.д.), строятся на основе уже рассмотренных нами аккордов.