Типы аккордов и как их сыграть на гитаре
Для любого гитариста аккомпанемент является наиболее важной частью игры. Ведь чаще всего гитара составляет часть ритм-секции, куда также входит бас-гитара и ударные инструменты, и поддержание интересного и разнообразного ритма – основная задача гитариста. Полное понимание основ гитарного аккомпанемента будет залогом грамотно выстроенной ритмической партии, а хорошее знание методов построения аккордов сильно облегчит задачу.
В этой статье мы рассмотрим основные типы аккордов, которые могут встретится на практике любому гитаристу. Мы подробно опишем только аккорды в тональности «До», но, зная строение каждого из аккордов, вам не составит труда сыграть аккорды и в любых других тональностях. Для чтения статьи вам потребуется знание интервалов и нот. Итак, начнём.
1. Первый аккорд, который мы разберём, это мажорное трезвучие. Мы уже знаем, что это трезвучие строится на I, III и V ступенях мажорной гаммы. Для тех, кто этого пока не знает, поясним, что любой аккорд строится по терциям (есть исключения, но для аккомпанемента к большинству песен они не актуальны). Мажорное трезвучие состоит из одной большой и одной малой терции. В нотах это будет выглядеть так:
На гитаре до-мажорный аккорд будет играться следующим образом:
Основным звуком для этого и всех последующих аккордов является звук «До», называемый тоникой. Обозначается этот аккорд как C. Этот аккорд очень часто применяют в гитарном аккомпанементе.
2. Следующий тип аккорда – минорное трезвучие. В отличие от позитивного и радостного мажорного трезвучия, минор звучит грустно и печально. Такой аккорд состоит из малой терции и большой терции, то есть, из ступеней I, bIII, V:
На гитарной сетке минорный аккорд будет изображаться так:
Для того, чтобы записать минорный аккорд, к обозначению добавляют маленькую букву «m» (от слова minor): Cm.
3. Давайте теперь попробуем изменить в мажорном или минорном аккорде большую терцию на малую. Тогда мы получим аккорд, состоящий из двух малых терций: I, bIII, bV.
Это уменьшенный аккорд, обозначаемый как Cmb5 или Cdim (от слова diminished, уменьшенный). Также следует запомнить, что очень часто в гитарных обозначениях значок бемоля заменяется на знак «-», а значок диеза – на «+». То есть, этот аккорд можно записать как Cm-5.
На гитаре уменьшенный аккорд берётся следующим образом:
4. Теперь попробуем в мажорном или минорном аккорде заменить малую терцию на большую. Получиться увеличенный аккорд:
Обозначается этот аккорд как C#5 (также C+5) или Caug (от слова augmented, увеличенный) и играется следующим образом:
Таким образом всего из трёх звуков мы получили целых четыре аккорда. Но в гитарном аккомпанементе чаще применяются так называемые септаккорды, состоящие из четырёх звуков. Как и в трезвучиях, в септаккордах звуки расположены по терциям. Название своё эти аккорды получили потому, что четвёртый звук отстоит от основного тона на интервал септиму. Септаккорды делятся на шесть основных типов.
1. Первый тип – большой мажорный септаккорд. Он состоит из уже рассмотренного нами мажорного трезвучия и добавленной большой септимы:
На гитаре он играется следующим образом:
Большой мажорный септаккорд обозначается как Cmaj7.
2. Второй тип – малый мажорный септаккорд (или доминантсептаккорд), состоящий из мажорного трезвучия и добавленной малой септимы:
На гитаре он имеет следующую аппликатуру:
Обозначается аккорд как C7.
3. Следующий аккорд – большой минорный септаккорд, образованный минорным трезвучием и большой септимой:
На грифе гитары он выглядит так:
Большой минорный аккорд обозначается как Cm(maj7). Чаще всего он используется как проходящий.
4. Малый минорный аккорд состоит из минорного трезвучия и добавленной малой септимы:
Аппликатура на грифе гитары:
Обозначается такой аккорд как Cm7.
5. Если к уменьшенному трезвучию добавить малую септиму, то мы получим полууменьшенный септаккорд:
На гитаре он играется так:
Полууменьшенный септаккорд обозначается как Cm7b5.
6. И последний аккорд, который мы рассмотрим – уменьшенный септаккорд, весь состоящий из малых терций. Обратите внимание, что аккорд образуется, если к уменьшенному трезвучию прибавить уменьшенную септиму. Уменьшенная септима – это малая септима, пониженная на полтона. В данном случае эта нота совпадает с нотой «Ля», однако в аккорде все звуки строятся по терциям, поэтому этим звуком будет являться си-дубль-бемоль:
На грифе гитары:
Обозначается он как Сdim7 или Co.
Все остальные аккорды, применяемые в гитарном аккомпанементе (с надстройками, альтерациями и т.д.), строятся на основе уже рассмотренных нами аккордов.