Зачем нужен медиатор?
Часто струны у гитары перебирают просто пальцами. Но есть музыканты, которые делают это специальным маленьким предметом, под названием «медиатор». Зачем он нужен - для того, чтобы упростить музыканту жизнь, или для лучшего качества звука? А может, это вообще просто лишняя штучка, с которой человек кажется «продвинутым» гитаристом?
Считается, будто медиатор помогает играть на гитаре, но для того, чтобы действительно ловко с ним обращаться, лучше использовать данное устройство с самого начала учебы. Тогда вы привыкнете к нему, и будете управлять им, как собственными пальцами. А вот если медиатор добавляется в «музыкальную жизнь» начинающего музыканта, уже вроде как умеющего играть «от руки», тут могут начаться сложности. Перестроиться ж надо!
Использовать ли медиатор вообще, на этот счет существуют разнообразные мнения. Есть противники каких-либо дополнений к классической гитаре. Но есть и люди, для которых медиатор - дополнительное средство улучшить и разнообразить звучание музыки. Так что же собой представляет это маленькое устройство? Такое странное и многим непривычное?
Медиатор часто бывает изготовлен из пластика, хотя его делают и из другого материала. В размерах он близок к телефонной сим-карте, но существуют и медиаторы покрупнее. Им перебирают струны, зажав медиатор в пальцах, и это может помочь, если нужно сыграть - особенно быструю мелодию. Во-первых, зачастую двигать пальцами так шустро бывает сложно, а во-вторых, новички нередко вообще путают пальцы при скоростной игре. А с медиатором этот процесс, вроде бы, упрощается. Есть даже люди, которые вообще не перебирают струны пальцами, - уже привыкли только и исключительно медиатором.
Кроме того, считается, что различные медиаторы - неодинакового размера и из разных материалов, помогают извлекать из той же гитары несколько отличающееся звучание. Чем качественнее ваша гитара, тем лучше будет слышаться разница, потому что от «дешевой деревяшки» толку мало. И она может годиться лишь для самого начального обучения. В продаже существует масса разных медиаторов, одних только материалов задействовано семь видов. К тому же множество фирм-производителей и несколько размеров. Хорошо бы перед покупкой медиатора посоветоваться со знающим человеком. Обычно для этой цели достаточно вашего учителя гитары, если он показал себя достойным учителем.
Чтобы понять, насколько разными бывают медиаторы, приведу лишь один пример. Чем тоньше этот маленький предмет, тем лучше он подходит для легких, лирических, нежных композиций. Чем толще - тем, наоборот, уместнее он в тяжелых, жестких музыкальных жанрах. Всего один параметр, а звук уже отличается. Поэтому опытные гитаристы, те, что активно используют медиатор в своей практике, имеют их целую коллекцию. И носят с собой специальный чехол для медиаторов, чтобы не терять их и не покупать часто новые.
В любом случае, составить свое мнение о необходимости или абсурдности применения медиатора при игре на гитаре проще, когда вы сами попробовали им пользоваться. А если вы по отношению к гитаре - всего лишь слушатель, теперь вы знаете, что за непонятную штучку сжимают порой в пальцах гитаристы, ловко и умело перебирая ею по струнам.
А еще бывают медиаторы для других щипковых струнных инструментов, например, чтобы играть на гуслях. Они по конструкции так отличаются от гитарных, что порой бывает не так уж просто поверить в их родство. Но все это «родственники», и у них «одна работа». Служить «посредниками» между человеком и струнами, помогая создавать Музыку.